ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА г. МУРАВЛЕНКО

Фильмы с авторским почерком

В современной киноиндустрии принято делить фильмы на авторские, или фестивальные, и продюсерские, или массовые. Некоторые критики даже считают, что только авторские ленты представляют художественную ценность, продюсерские же работы они пренебрежительно называют «попсой».

 

Утверждение спорное. Верное оно или нет, пусть каждый решает для себя сам. Но с тем, что эта так называемая попса собирает целые залы, а вот авторские работы очень часто незаслуженно остаются вне поля зрения широкой аудитории, трудно не согласиться.

Правда, свой зритель есть и у фестивальных лент. И это не только представители богемы, творческой интеллигенции. Дивный мир авторского кино люди открывают для себя по-разному. Кто-то – следуя совету друзей, кто-то – побывав за компанию на небольшом фестивале, а кто-то и вовсе совершенно случайно. Например, в поисках чего-то новенького, устав от массовых лент с их зачастую банальными сюжетами, часто мелькающими на экранах актерами, перебегающими с одной съемочной площадки на другую, зритель заходит на тематический раздел сайта-каталога фильмов.

И после просмотра одной-двух таких лент у человека может кардинально измениться представление о современном кинематографе, а иногда даже, что называется, перевернуться с ног на голову. Он вдруг поймет, что по-настоящему хороших, умных фильмов снимают гораздо больше, чем кажется, просто некоторые из них недостаточно разрекламированы. Перед тем как приступить к просмотру авторского кино, следует хотя бы в общих чертах изучить творчество снявшего фильм режиссера. Его работы могут переплетаться между собой, не обязательно очень тесно, но без такой подготовки некоторые фишки можно упустить или не понять.

Своя философия

К сожалению, многим людям, знакомым с авторскими фильмами лишь понаслышке, такие работы представляются неинтересными, монотонными, и они их не смотрят принципиально. Но, считаю, неправильно отказывать себе в удовольствии, руководствуясь лишь стереотипами.

На самом деле фестивальное кино так же увлекательно, как и блокбастеры. Правда, необходимо понимать, экшн в подобных лентах нечасто ставится во главу угла. Там, скорее всего, не будет взрывов и головокружительных погонь. Шуткам ниже пояса тоже вряд ли найдется место. Как, например, в комедиях, в главных ролях которых – выходцы из различных юмористических проектов.

Хотя бывают и исключения. Например, «Брат» Алексея Балабанова. В ленте есть и взрывы, и погони, даже немного черного юмора. Тем не менее фильм – яркий представитель жанра авторское кино. Ведь режиссер не выносит на первый план экшн. Для Балабанова – это всего лишь одна из многих красок, с помощью которых он пишет свой шедевр об атмосфере, царившей в нашей стране в 90-х. И тонко чувствуя философию того времени, мастер продолжает максимально подробно, прорабатывая мельчайшие детали, рассказывать зрителям об этой эпохе и в других своих лентах: «Брат 2», «Жмурки», «Война»… А человек, посмотревший одну из них, сможет предположить, что его ждет в других, почерк мэтра чувствуется в каждой из его работ. Впрочем, это и есть главная особенность авторского кино.

Также в фестивальных лентах чаще, чем в продюсерских, используются нестандартные способы съемки. А кроме того, персонажи в них максимально реалистичны. Причем зачастую герои настолько близки зрителю, что порой кажется, они ходят с нами в одни и те же магазины, отдыхают в одних и тех же кафе.

С чего же начать?

Знакомство с фестивальным кино, наверное, лучше начинать с просмотра отечественных фильмов. Всё же ментально работы российских режиссеров будут нам ближе, и поэтому неподготовленному зрителю понять, что хотел донести мастер, будет проще. Тем более, среди российских и советских лент есть множество отмеченных наградами на статусных форумах.

Например, на Каннском международном кинофестивале наши кинематографисты даже завоевывали его главную награду – «Золотую пальмовую ветвь». Ее удостоился Михаил Калатозов за ленту «Летят журавли».


«Летят журавли»

«Летят журавли» Михаила Калатозова – единственный российский обладатель главного приза Канн – «Золотой пальмовой ветви». Фильм про Великую Отечественную, но в нем нет героических подвигов под пулями. Режиссер показал, как страшна война, через историю обычной женщины.

 

 

 

 


Значительно чаще наши режиссеры получали вторую по значимости награду в Каннах – гран-при. В разные годы его удостоились Андрей Тарковский за «Солярис» и «Жертвоприношение», Андрон Михалков-Кончаловский за «Сибириаду», Тенгиз Абуладзе за картину «Покаяние» и Никита Михалков за «Утомленных солнцем».


 

Жертвоприношение»

Лента о старике-актере, который пожертвовал своим маленьким миром и семьей ради спасения от войны. Андрей Тарковский поднял в своем фильме бесконечную тему для споров. Что это: притча о вере или неверии, о предательстве или преданности? В мае 2017-го в Каннах наши режиссеры после трехлетнего перерыва – в 2014-м Андрей Звягинцев получил приз за лучший сценарий с его «Левиафаном», вновь блеснули.

 

 


«Нелюбовь» того же Звягинцева очень долго была одним из лидеров в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь», но в итоге мастер удостоился приза жюри. А «Теснота» Кантемира Балаганова в номинации «Особый взгляд» получила приз Международной федерации кинопрессы.


«Нелюбовь»

Фильм рассказывает о семейной паре, переживающей кризис в отношениях. Брак Бориса и Жени  давно дал трещину – оба завели любовников на стороне, грезят о новой жизни и в ворохе личных проблем забывают про 12-летнего сына Алёшу, который внезапно пропадает.

 

 

 


Периодически наши кинематографисты блистают и на других престижных мировых форумах. Главную награду Венецианского международного кинофестиваля – «Золотого льва» – наши мастера завоевывали шесть раз, последний – в 2011-м. Тогда приза удостоился Александр Сокуров с «Фаустом».


«Фауст»

«Фаустом» Сокуров завершил «тетралогию власти», открывшуюся в 1999 году картиной «Молох». Завершил несколько непредсказуемо, хотя бы потому, что персонажами «Молоха», «Тельца», «Солнца» явились исторические деятели. А главным героем этой ленты, как ясно из названия, является Фауст, персонаж одноименной  поэтической драмы Гёте. Результаты российских режиссеров на Берлинском международном кинофестивале скромнее – три «Золотых медведя». Их обладателями стали: в 1977 году Лариса Шепитько («Восхождение»), в 1987-м Глеб Панфилов («Тема») и в 1999-м Сергей Овчаров (короткометражка «Подвиги Геракла»).

 

 


 

Все фильмы, о которых идет речь в этой статье, безусловно, заслуживают внимания самой широкой аудитории. Наверняка среди читателей «НГ» есть люди, которые видели эти ленты, но пересматривая их, каждый раз подмечаешь что-то новое.

 

Фото из рунета